Посмотрев "Князя Игоря" в постановке Ковент Гарден 1990 года, я подумал, что, вероятно, видел самую странную версию знаменитой оперы Бородина. Я сильно заблуждался.
Прежде всего, режиссёрский замысел этой постановки остался для меня, честно говоря, загадкой. Смысл произведения теряется из-за весьма вольного обращения с партитурой (что весьма пафосно назвали "новой редакцией"). Есть немало моментов, когда связь между фрагментами произведения теряется. В частности, в тот момент, когда диалог Овлура и Князя Игоря завершается фразой последнего: "Подумать должен я..." по партитуре следует выход Кончака и, соответственно его ария. Ладно уже выкинули арию (хотя очень жаль - один из самых выйгрышных номеров). Но Кончак, выходя сразу поёт: "Пусть они песнями и пляской потешат нас и думы мрачные развеют". Кто "они" в данном случае осталось загадкой. Но арии Кончака, а также дуэту Владимира Игоревича и Кончаковны ещё "повезло" - их выкинули полностью. Некоторые же арии вырезали частично. В частности, арии Владимира Игоревича "Медленно день угасал.." и первая ария Ярославны идут в "уполовиненном" варианте. Создалось впечатление, что это сделано именно ради того, чтобы просто сделать "новую" редакцию, так как смысл, заложенный композитором теряется а новый смысл не приходит.
Не прибавляют осмысленности и костюмы с декорациями. Половцы в шапках ушанках и почему-то с портупеями никак не добавляют определённости. Впрочем русские выходят практически в таких же шапках.
Теперь, что касается исполнения. Касательно хора - лично мне сильно не хватило динамики. Разница между громко и тихо весьма условно. Что касается знаменитых Половецких плясок - всех, кроме сопрано, было очень плохо слышно, так как хор расположили в глубине сцены (за что, опять же, "спасибо" режиссёру). Балет выглядел очень достойно, правда все эти странные костюмы и здесь придавали происходящему странный вид.
Солисты же выступили очень не одинаково. Марат Гали (Овлур) - и без того маленькую партию урезали. Поэтому практически не было возможности проявиться. Владимир Маторин (Галицкий) - спел неровно, местами попадая не в те ноты. Сыграть Галицкого не получилось. Почему-то у меня возникло впечатление, что это скорее кающийся грешник, нежели Галицкий. Валерий Гильманов (Кончак) - газета "Известия" написала, что местами "он пел неприлично фальшиво". Соглашусь. От себя лишь добавлю, что это "местами" было почти везде. Роман Шулаков (Владимир Игоревич) - практически не запомнился. Светлана Шилова (Кончаковна) - эту Кончаковну было очень приятно слушать. Прекрасный голос, при этом, замечательное понимание музыки и своего образа. Брава. Наконец, Эльчин Азизов Князь (Игорь) - те же "Известия" написали, что он звучал "неубедительно". Пожалуй что не хватило эмоциональности. Потому что с музыкальной точки зрения всё было спето очень грамотно. Но, вот эмоций пожалуй, не хватило.
Таким образом, весьма печальное в целом зрелище получилось. Большой театр показывает в каком он глубоком кризисе, если в итоге получается такое.
Прежде всего, режиссёрский замысел этой постановки остался для меня, честно говоря, загадкой. Смысл произведения теряется из-за весьма вольного обращения с партитурой (что весьма пафосно назвали "новой редакцией"). Есть немало моментов, когда связь между фрагментами произведения теряется. В частности, в тот момент, когда диалог Овлура и Князя Игоря завершается фразой последнего: "Подумать должен я..." по партитуре следует выход Кончака и, соответственно его ария. Ладно уже выкинули арию (хотя очень жаль - один из самых выйгрышных номеров). Но Кончак, выходя сразу поёт: "Пусть они песнями и пляской потешат нас и думы мрачные развеют". Кто "они" в данном случае осталось загадкой. Но арии Кончака, а также дуэту Владимира Игоревича и Кончаковны ещё "повезло" - их выкинули полностью. Некоторые же арии вырезали частично. В частности, арии Владимира Игоревича "Медленно день угасал.." и первая ария Ярославны идут в "уполовиненном" варианте. Создалось впечатление, что это сделано именно ради того, чтобы просто сделать "новую" редакцию, так как смысл, заложенный композитором теряется а новый смысл не приходит.
Не прибавляют осмысленности и костюмы с декорациями. Половцы в шапках ушанках и почему-то с портупеями никак не добавляют определённости. Впрочем русские выходят практически в таких же шапках.
Теперь, что касается исполнения. Касательно хора - лично мне сильно не хватило динамики. Разница между громко и тихо весьма условно. Что касается знаменитых Половецких плясок - всех, кроме сопрано, было очень плохо слышно, так как хор расположили в глубине сцены (за что, опять же, "спасибо" режиссёру). Балет выглядел очень достойно, правда все эти странные костюмы и здесь придавали происходящему странный вид.
Солисты же выступили очень не одинаково. Марат Гали (Овлур) - и без того маленькую партию урезали. Поэтому практически не было возможности проявиться. Владимир Маторин (Галицкий) - спел неровно, местами попадая не в те ноты. Сыграть Галицкого не получилось. Почему-то у меня возникло впечатление, что это скорее кающийся грешник, нежели Галицкий. Валерий Гильманов (Кончак) - газета "Известия" написала, что местами "он пел неприлично фальшиво". Соглашусь. От себя лишь добавлю, что это "местами" было почти везде. Роман Шулаков (Владимир Игоревич) - практически не запомнился. Светлана Шилова (Кончаковна) - эту Кончаковну было очень приятно слушать. Прекрасный голос, при этом, замечательное понимание музыки и своего образа. Брава. Наконец, Эльчин Азизов Князь (Игорь) - те же "Известия" написали, что он звучал "неубедительно". Пожалуй что не хватило эмоциональности. Потому что с музыкальной точки зрения всё было спето очень грамотно. Но, вот эмоций пожалуй, не хватило.
Таким образом, весьма печальное в целом зрелище получилось. Большой театр показывает в каком он глубоком кризисе, если в итоге получается такое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий