Стефа́н Граппелли́ (фр. Stéphane Grappelli; 26 января 1908, Париж — 1 декабря 1997) — французский джазовый скрипач. Проживший долгую жизнь, Граппелли, который был долгожителем и в джазе, немало сделал для того, чтобы скрипка стала джазовым инструментом.
После смерти матери и мобилизации отца на Первую Мировую войну воспитывался в приюте.
В возрасте двенадцати лет мальчик начал играть на скрипке, а карьеру музыканта начал в качестве уличного скрипача на Монмартре. В период с 1924 по 1928 годы он изучал теорию музыки в Парижской консерватории. Во время своего обучения Граппелли продолжал играть на улице. Попутно он научился играть на саксофоне и аккордеоне.
Перед тем как в 1933 году встретить гитариста Джанго Рейнхардта, Граппелли играл в оркестрах бродячих театров и танцевальных коллективов. Встреча двух артистов сразу стала приносить обильные музыкальные плоды, несмотря на то, что стиль жизни одного из них совершенно не походил на стиль жизни другого (француз итальянского происхождения Граппелли был натурой утонченной, а цыган Джанго — настоящим сыном природы). Создав Квинтет Французского хот-клуба (1933-1939), в состав которого, помимо них, вошли еще два акустических гитариста и контрабасист, Граппелли и Рейнхардт осуществили не одну серию записей и выступлений, каждая из которых была сенсацией. Лондонский ангажемент 1939 года прервала начавшаяся Вторая мировая война.Рейнхардт решил вернуться во Францию, Граппелли же остался в Англии.
Вскоре скрипач и молодой пианист Джордж Ширинг создали новый ансамбль, который существовал в течение всей войны. В 1946 году последовало первое воссоединение Граппелпи и Рейнхардта, коих было несколько, в результате чего появилось много новых записей (несмотря на то, что музыканты никогда больше не сотрудничали на постоянной основе). В 50-е и 60-е годы Граппелли работал в клубах Европы, в США же, не считая записей с Эллингтоном (Violin Summit) и Венути, до 70-х годов, когда начались регулярные мировые турне скрипача, он оставался практически неизвестен. С этого времени Граппелли стал завсегдатаем джазовых пулов. Никогда не выходя за пределы своего свингового стиля, Стефан Граппелли тем не менее всегда был открыт для сотрудничества. Поэтому остались его записи с Дэвидом Гришманом, Эрлом Хайнзом, Биллом Коулменом, Ларри Корриелом, Оскаром Питерсоном, Жан-Люком Понти и МакКоем Тайнером. (А также с Яшей Хейфецем.).
В 1997 году Граппелли получил Премию Грэмми за достижения всей жизни.
После смерти матери и мобилизации отца на Первую Мировую войну воспитывался в приюте.
В возрасте двенадцати лет мальчик начал играть на скрипке, а карьеру музыканта начал в качестве уличного скрипача на Монмартре. В период с 1924 по 1928 годы он изучал теорию музыки в Парижской консерватории. Во время своего обучения Граппелли продолжал играть на улице. Попутно он научился играть на саксофоне и аккордеоне.
Перед тем как в 1933 году встретить гитариста Джанго Рейнхардта, Граппелли играл в оркестрах бродячих театров и танцевальных коллективов. Встреча двух артистов сразу стала приносить обильные музыкальные плоды, несмотря на то, что стиль жизни одного из них совершенно не походил на стиль жизни другого (француз итальянского происхождения Граппелли был натурой утонченной, а цыган Джанго — настоящим сыном природы). Создав Квинтет Французского хот-клуба (1933-1939), в состав которого, помимо них, вошли еще два акустических гитариста и контрабасист, Граппелли и Рейнхардт осуществили не одну серию записей и выступлений, каждая из которых была сенсацией. Лондонский ангажемент 1939 года прервала начавшаяся Вторая мировая война.Рейнхардт решил вернуться во Францию, Граппелли же остался в Англии.
Вскоре скрипач и молодой пианист Джордж Ширинг создали новый ансамбль, который существовал в течение всей войны. В 1946 году последовало первое воссоединение Граппелпи и Рейнхардта, коих было несколько, в результате чего появилось много новых записей (несмотря на то, что музыканты никогда больше не сотрудничали на постоянной основе). В 50-е и 60-е годы Граппелли работал в клубах Европы, в США же, не считая записей с Эллингтоном (Violin Summit) и Венути, до 70-х годов, когда начались регулярные мировые турне скрипача, он оставался практически неизвестен. С этого времени Граппелли стал завсегдатаем джазовых пулов. Никогда не выходя за пределы своего свингового стиля, Стефан Граппелли тем не менее всегда был открыт для сотрудничества. Поэтому остались его записи с Дэвидом Гришманом, Эрлом Хайнзом, Биллом Коулменом, Ларри Корриелом, Оскаром Питерсоном, Жан-Люком Понти и МакКоем Тайнером. (А также с Яшей Хейфецем.).
В 1997 году Граппелли получил Премию Грэмми за достижения всей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий