Второй очерк из серии "Обзор рок и поп музыки с 1960-х до 2000. Сегодня речь пойдёт о 1970-х. Много кого не упомянул, опять же из-за ограниченности формата. Итак, 1970-е.
1970-е явились временем большого раскола в популярной музыке. Часть музыкантов двинулось по пути "поздних" The Beatles - к постепенному усложнению и даже симфонизации своей музыки. Одними из пионеров этой тенденции явились Deep purple со своим "Концертом для группы с оркестром" (1969). Позднее появляются Queen. В 1975 году выходит их альбом A Night at the Opera, песня с которого, "Bohemian rhapsody", становится воплощением "симфонизации" рока. Кроме того, появляется "психоделический рок", другой вариант "усложнения". По этому пути пошли Pink Floyd, наивысшей точкой творчества которых явился концептуальный альбом "The Wall".
Ещё часть музыкантов в поисках новых путей пошли на прямое слияние рока и джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra", различные ансамбли Майлса Дэйвиса, человека, который ещё с конца 1960-х экспериментировал в этом направлении. Наконец, появляется электронная музыка, основы которой были заложены группой Kraftwerk (первый альбом «Autobahn» вышел в 1974). Тут стоит заметить, что впервые мы видим среди законодателей музыкальной моды не англичан и не американцев. Kraftwerk - немецкий коллектив. Остальная Европа постепенно начинает привносить свою лепту в развитие музыки.
Но намечается и принципиально другой путь эволюции рока - утяжеление. Такие группы как Led Zeppelin из США и британские Black Sabbath начинают двигаться в том направлении, которое в итоге породило металл. Я говорю так, потому что как такового металла ещё не было. Даже критики не делали разницы между хард-роком и "хэви-металлом". Но начало было положено.
Помимо этих тенденций возникают прямо противоположные им направления развития музыки. Прежде всего, это свирепая волна примитивизации, нашедшая выражение в панк-роке. И снова Великобритания сказала своё слово - группа Sex pistols, несмотря на непродолжительное существование (1975-1977), явилась живым воплощением целой субкультуры.
Наконец, в результате другой тенденции - если можно так сказать, "популяризации" рока и рок-н-ролла, на свет появился стиль "диско". Ярчайшими представителями которого, стала шведская группа ABBA. Обратной стороной этого во всех отношениях яркого и прздничного направления явились новые принципы шоу-бизнеса. Как заметил в одной из своих книг А. Троицкий, если раньше главным был артист, который был звездой и именно ему шла большая часть прибыли, то теперь он превратился в "презренного пролетария", а главным стал продюсер. Насколько это верно прекрасно иллюстрирует история группы Boney M (Германия). Франк Фариан, продюсер, набрал людей, которые ему подошли, и впоследствии, он тасовал состав, как хотел. Заметим, кстати, что снова яркий представитель "диско" у нас не из Англии и не из США.
Теперь обратим наш взгляд на СССР, где положение осложнялось серьёзным давлением цензуры.
Поэтому вряд ли можно было ожидать, что в нашей стране появится что-то подобное западным группам и исполнителям. То, что появилось у нас, как реакция на происходящее в Европе и США, окрестили впоследствии "русским роком". И первым представителем стала группа "Машина времени" (1969). Отличительной чертой "нашего рока" стала большая ориентация на текст, а не на музыку. Если в Европе и США тексты песен имели зачастую символический смысл, либо вобще не имели его, то тексты той же "Машины времени" частенько наполнены серьёзной философией. Это роднит "русский рок" с бардовской песней, где музыка сама по себе условна.
Стас Намин, создатель группы "Цветы" решил постепенно внедрять элементы западной музыки, при этом тексты, в основном, были о любви, что, в общем, само по себе должно было помочь пройти цензурный заслон. Это дало свои плоды и "Цветы " смогли даже записать несколько пластинок на фирме "Мелодия" (серьёзный успех для того времени). В советской эстраде всё по-прежнему. Как и во всей стране застой. Впрочем появляются робкие попытки сделать что-то интересное в западном духе (альбом Давида Тухманова "По волне моей памяти", кроме того Магомаев и некоторые другие исполнители позволяют себе на концертах иногда спеть какой-нибудь рок-н-ролл). Из более-менее интересных событий отмечу лишь появление певицы Аллы Пугачёвой. Певицы с грандиозным потенциалом, который, на мой взгляд, мог намного ярче проявить себя в других условиях.
1970-е явились временем большого раскола в популярной музыке. Часть музыкантов двинулось по пути "поздних" The Beatles - к постепенному усложнению и даже симфонизации своей музыки. Одними из пионеров этой тенденции явились Deep purple со своим "Концертом для группы с оркестром" (1969). Позднее появляются Queen. В 1975 году выходит их альбом A Night at the Opera, песня с которого, "Bohemian rhapsody", становится воплощением "симфонизации" рока. Кроме того, появляется "психоделический рок", другой вариант "усложнения". По этому пути пошли Pink Floyd, наивысшей точкой творчества которых явился концептуальный альбом "The Wall".
Ещё часть музыкантов в поисках новых путей пошли на прямое слияние рока и джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra", различные ансамбли Майлса Дэйвиса, человека, который ещё с конца 1960-х экспериментировал в этом направлении. Наконец, появляется электронная музыка, основы которой были заложены группой Kraftwerk (первый альбом «Autobahn» вышел в 1974). Тут стоит заметить, что впервые мы видим среди законодателей музыкальной моды не англичан и не американцев. Kraftwerk - немецкий коллектив. Остальная Европа постепенно начинает привносить свою лепту в развитие музыки.
Но намечается и принципиально другой путь эволюции рока - утяжеление. Такие группы как Led Zeppelin из США и британские Black Sabbath начинают двигаться в том направлении, которое в итоге породило металл. Я говорю так, потому что как такового металла ещё не было. Даже критики не делали разницы между хард-роком и "хэви-металлом". Но начало было положено.
Помимо этих тенденций возникают прямо противоположные им направления развития музыки. Прежде всего, это свирепая волна примитивизации, нашедшая выражение в панк-роке. И снова Великобритания сказала своё слово - группа Sex pistols, несмотря на непродолжительное существование (1975-1977), явилась живым воплощением целой субкультуры.
Наконец, в результате другой тенденции - если можно так сказать, "популяризации" рока и рок-н-ролла, на свет появился стиль "диско". Ярчайшими представителями которого, стала шведская группа ABBA. Обратной стороной этого во всех отношениях яркого и прздничного направления явились новые принципы шоу-бизнеса. Как заметил в одной из своих книг А. Троицкий, если раньше главным был артист, который был звездой и именно ему шла большая часть прибыли, то теперь он превратился в "презренного пролетария", а главным стал продюсер. Насколько это верно прекрасно иллюстрирует история группы Boney M (Германия). Франк Фариан, продюсер, набрал людей, которые ему подошли, и впоследствии, он тасовал состав, как хотел. Заметим, кстати, что снова яркий представитель "диско" у нас не из Англии и не из США.
Теперь обратим наш взгляд на СССР, где положение осложнялось серьёзным давлением цензуры.
Поэтому вряд ли можно было ожидать, что в нашей стране появится что-то подобное западным группам и исполнителям. То, что появилось у нас, как реакция на происходящее в Европе и США, окрестили впоследствии "русским роком". И первым представителем стала группа "Машина времени" (1969). Отличительной чертой "нашего рока" стала большая ориентация на текст, а не на музыку. Если в Европе и США тексты песен имели зачастую символический смысл, либо вобще не имели его, то тексты той же "Машины времени" частенько наполнены серьёзной философией. Это роднит "русский рок" с бардовской песней, где музыка сама по себе условна.
Стас Намин, создатель группы "Цветы" решил постепенно внедрять элементы западной музыки, при этом тексты, в основном, были о любви, что, в общем, само по себе должно было помочь пройти цензурный заслон. Это дало свои плоды и "Цветы " смогли даже записать несколько пластинок на фирме "Мелодия" (серьёзный успех для того времени). В советской эстраде всё по-прежнему. Как и во всей стране застой. Впрочем появляются робкие попытки сделать что-то интересное в западном духе (альбом Давида Тухманова "По волне моей памяти", кроме того Магомаев и некоторые другие исполнители позволяют себе на концертах иногда спеть какой-нибудь рок-н-ролл). Из более-менее интересных событий отмечу лишь появление певицы Аллы Пугачёвой. Певицы с грандиозным потенциалом, который, на мой взгляд, мог намного ярче проявить себя в других условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий